Французский скульптор Aristide Maillol и его русская муза. 7


Французский скульптор и его русская музаЧеловек всегда писал, рисовал, ваял, лепил, строил и изобретал только для того, чтобы найти выход из ада.

Видимо я тоже начала писать статьи для своего сайта, чтобы не попасть в ад))) Хотя и не очень получается в написании своих личных переживаний (я думаю это не так всем интересно), я стараюсь рассказывать об известных личностях или каких-либо любопытных на мой взгляд событий… Когда рассказываешь о людях, которые добились в своей жизни, благодаря своему таланту и музам (!)-это даёт жизненный заряд для себя и возможно для других, кто читает мои статьи… Пока не раскрылся талант, значит стань музой, реактором идей!

Скульптор Аристид МайольА теперь, я хочу вам рассказать об очередном таланте- это французский скульптор Aristide Maillol и его яркая

и чувственная муза русская модели Дина Верни, благодаря, которой он создал серию из двадцати бессмертных статуй, которые находятся в саду Тюильри в Париже.

Скульптор Aristide Maillol родился в 1861 году в Banyuls-sur-Mer (Восточные Пиренеи), небольшом городке Лангедок-Руссильона. Aristide получил среднее образование в Перпиньяне (лицей Saint-Louis de Gonzague), Школе изящных искусств в Париже и в Академии при Александре Кабанель и Жан Леон Жером с 1882 по 1886 год. В 1889, он завязывает дружбу со скульптором Антуаном Бурдель. На него произвело огромное впечатление произведения Гогена, он интересуется его картинами и гобеленом и связывается с группой Пророков (des Nabis). Поездка в Италию и в Грецию,где он был в полном восхищении перед скульптурами Древности, побуждает Maillol становиться скульптором. Начиная с 1895 Maillol творит многочисленные шедевры скульптуры, представляющие твердые, цветущие и чувственные женские тела. Скульптуры, в характерных формах, узнаваемые своими округлостями и своими гладкими объемами.

Скульптор Aristide Maillol (Аристид Меллоль) совершает (после Rodin) революцию в скульптуре, очищая формы и упрощая моделируемое, но не выступая как авангардист или как кубист.

В 1897 году он создал небольшую студию гобелен в своей родной деревне Banyuls, где работают местные женщины в качестве моделей. До 1900 года он творит гобелены в стиле модерн, но затем из-за болезни глаз Aristide окончательно сконцентрировался на скульптуре-фигурки из дерева и глины, из которой он развивал свои монументальные каменные и бронзовые статуи. Основной темой его скульптурные работы были женские обнажённые тела, которые показывали классическое спокойствие и четкую пластичность.
La mediterraneeЕго первая главная работа «La Mediterranee» (1902 и 1905 гг), показывает, подход к классической форме скульптуры и его стремление к объемам, гармоническое равновесие и спокойствие, классическое выражение, которое было принято в древней Греции.

Менее известный как художник, Maillol вошел в историю как скульптор своих бронзовых скульптур, он начал творить только к возрасту 40 лет.

Скульптор Aristide Maillol (Аристид Майоль) создаёт сладострастные женские фигуры, напоминающие женщин его учителя Гогена, а также Ренуара, чувствуется существенное влияние европейской и особенно немецкой скульптуры.

Модель и муза Майоля-Дина Верни

Майоль также создаёт графические работы — рисунки, литографии и, в частности серия гравюр на дереве, которые стали иллюстрацией античной литературыПервый обзор его творчества был показан в Париже в 1937 году на Всемирной выставке. После этого работы Aristide стали известны и востребованы-наступила его слава. Имя пересекло океаны, его произведения вошли в известные музеи мира.

Аristide Maillol La riviereПоследовали заказы отовсюду-художник был востребован повсюду. Восемнадцать скульптур из бронзы, представляющих довольно таки полных женщин ( что не типично для французских женщин!) были установлены в саду Tuileries начиная с 1964.

Maillol Тело весныМогучая женская фигура «Скованное действие» (бронза, 1906, Национальный музей современного искусства, Париж) раскрывает пафос жизни Л. О. Бланки, отданной борьбе; нимфа с лавровой ветвью, выражающая идею гармонии (1912-1925), олицетворяет цель исканий Сезанн. Часто Майоля называют «Сезанн скульптуры»-это сглаженный путь к абстракции.В 1944 году Аристид Майоль умер после автомобильной аварии. Мне бы хотелось вам рассказать о музе Майоля в последние годы его жизни — Дине Айбиндер (Верни).
Дина Айбиндер родилась в музыкальной 
еврейской семье в Кишинёве. Покинув Румынию, семья поселилась в Париже в 1925году, где отец работал аккомпаниатором сеансов немого кино. Когда Дине было 15 лет, друг её отца архитектор Жан-Клод Дондел познакомил её со знаменитым скульптором, тогда уже непререкаемым и престарелым классиком 73-х лет Аристидом Майолем, и Верни стала его излюбленной моделью. Он представлял её в виде разнообразных ню в бронзе, мраморе и прочих материалах (композиции «Река», «Воздух», «Гармония» и множество других) и благодаря этому творческому содружеству вновь начал рисовать. Верни позировала также МатиссуБоннару и Дюфи, главным образом во время каникул от учёбы в Сорбонском университете. Во многих скульптурах, созданных, когда Дина была еще школьницей, она смотрит вниз — так как часто, позируя Майолю, она учила уроки: художник соорудил специальную подставку, на которую можно было класть книги.

В годы Второй мировой войны Дина Верни принимала участие в движении Сопротивления — сначала в Париже, затем (с конца 1939 года) в Банюле — в имении Майоля, который укрывал её во время оккупации. В тайне от Майоля Верни осуществляла переправку беженцев через Пиренеи в Испанию, сотрудничая с марсельской подпольной была арестована французской полицией и освобождена при вмешательстве Майоля, который направил её в Ниццу к Анри Матиссу.Однако вскоре она нелегально отправилась в Париж, где в 1943 году была вновь арестована, на этот раз Гестапо, и освобождена после 6 месяцев тюремного заключения после помощи Майоля. Ради этого Майолю пришлось общаться с нацистами и в последствии его обвинили в предательстве. Даже существует версия, что погиб Майоль из-за того, что движение Сопративления Франции не простило его общения с нацистами во время его просьб освободить Дину.  Отец Верни был депортирован и погиб в ОсвенцимеПосле гибели Майоль в автокатастрофе, всё свое состояние и все свои коллекции  завещал ей. С этого момента Дина Верни становится одной из самой успешной галеристкой в Париже. С 1947 годa ей принадлежит галерея на ул. Жакоб в VI округе Парижа.

Дина Верни также известна как исполнительница блатных и лагерных песен на русском языке (альбом «Блатные песни» впервые вышел в 1975 году и переиздавался на компакт-диске).

Что заставило спеть блатные песни баронессе и хозяйке художественной галереи, признанной музе французского скульптора Майоля, женщине, дружившей с Пикассо и Матиссом?  А вот те песни, что она пела, благодаря ее ужасно необычной и в то же период начальный манере исполнения, залпом же запали в душу. Может быть, дело в ее русских корнях? «Я — француженка, но во мне течет русская кровь», — любит повторять она. В Россию она попала лишь в 1959, в сорокалетнем возрасте… Первые впечатления о Москве у Дины Верни были отнюдь не восторженные. Человеку, привыкшему к шикарным европейским салонам, трудно понять красоту общения и выставок в коммунальных кухнях…Она уезжает с тяжелым настроением в душе, пораженная отсутствием настоящей творческой свободы. Уезжает без всякого желания вернуться. Но через некоторое время она всё-таки еще раз едет в Москву.Дина знакомится с лучшими художниками-авангардистами: Кабаковым, Булатовым, Янкелевским, Рабиным. Встречается с диссидентами. И при каждой встрече поются песни. «Очарование языка, юмор, печаль и жестокая сила в этих песнях, создают неповторимую поэзию, где грубость граничит с нежностью. Обычно их исполняют от лица заключенного сидящего далеко-далеко… Но его песнь летит как ласточке, преодолевая огромные пространства», — так она сама позже прокомментирует их в аннотации к своей пластинке. И вот неутомимая  владелица множества коллекций, в числе которых две сполна неординарных — куклы всех времен и народов и экипажи (в этом собрании есть даже карета Шатобриана), решает создать еще одну коллекцию — блатных песен. Ведь эти песни тоже неотъемлемая абзац советской культурной жизни. Дину Верни просто спела эти песни так, как они были когда-то услышаны ею в тесных и прокуренных московских кухнях

На протяжении всей жизни Дина Верни занималась пропагандой творчества Майоля, увенчавшейся в 1995 году открытием музея Майоля — «Фонда Дины Верни» (улица Гренель, 61, тот же VI округ), который, кроме работ Майоля в постоянной экспозиции, отличается исключительно высоким уровнем выставок. 18 скульптур Майоля были ею переданы в дар французскому правительству с условием их размещения в садах Тюильри. Дина умерла в 2009 году в Париже в возрасте 89 лет. Дину Верни во Франции называют «историей искусства ХХ века в одной женщине».

В статьи использованы материал с сайта

http://ru.wikipedia.org

http://www.nella-buscot.com


Мои дорогие читатели! Я старалась для вас писать эту статью и оставила здесь частичку своей души, буду очень вам благодарна если и вы оставите своё мнение о статье, это поможет мне в развитии сайта.

7 мыслей про “Французский скульптор Aristide Maillol и его русская муза.