Культура пастели в Лангедоке. 6


Культура пастели в Лангедоке.paysage-cocagne

Однажды, когда я готовила статью «Катары во Франции и «псы господни» в Fanjeaux» обратила внимание на фразу легендарная культура пастели и её исчезновение. Для нас слово «пастель» всегда было связано с техникой живописи пастели, куда она могла исчезнуть если сейчас существует по всему миру. Оказалось тут совсем другая история и о ней я вам расскажу.
Сразу же давайте уточним, что слово «пастель» на французском языке имеет три значения: растение Isatis tinctoria (в России её называют вайда красильная), голубой пигмент, полученный из этого растения и оттенок светло-голубого цвета, предоставленным из ряда красок.
Надо отметить обязательно, что употребление пастели в художественной технике возникло именно в те времена расцвета культуры пастели и с тех пор технику живописи тоже стали называть «пастель» совершенно забыв о первоначальном использовании этого слова, так как пастель для художников возникла уже как побочный продукт. Немного истории возникновения культуры пастели.
С Древности египтяне красили пастелью из растения Isatis tinctoria, ткань в которую они заворачивали мумии.
Средневековье, в свою очередь, признавало лекарственные и заживляющие достоинства растения,особенно это растение любят в Китае.
Раньше до 17-го века это удивительное растение было широко распространено и культивировалось почти по всей Франции и Европе.
Что же это за растение и чем оно так прославило Лангедок?
Единственная голубая естественная окраска в эту эпоху была получена благодаря пастели. С 1230 года пастель является предметом культуры и масштабного культивирования, чтобы удовлетворять растущему запросу суконщиков и красильщиков.
Растение Isatis tinctoria.Культура пастели в Лангедоке.В xiii-м веке центры культуры пастели находились в Англии, во Франции (Нормандия, Пикардия), в Германии и в Италии.
Между тем, начиная с xv-го века, торговля и производство культуры пастели в Пикардии ухудшилась в пользу конкурирующих производителей Лангедока. Климат юга со своим длинным солнечным освещением был выгоднее для производства пастели.
Lauragais треугольник, находящийся между Тулузой, Albi и Каркассоном стал легендой благополучия благодаря торговле tinctoria которая именно здесь взяла своё имя «пастели». Рastelliers фигурировали среди наиболее богатейших состояний эпохи (!). xvi-й век был апогеем культуры пастели occitan. Голубой цвет стал продуктом luxe.
Свидетельством этих двух золотых пастельных веков является уникальные архитектурные наследия, которые состоят из великолепных замков, особняков и церквей эпохи Ренессанс в городах Тулуза и Альби.
Ниже я приведу все этапы работы с пастелью, всё проходило довольно сложно и долго, требовались большие затраты труда и «пахла» такая работа отнюдь не цветочками…
Подробное описание технологий пастели в Лангедоке происходит таким образом:
Сбор урожая.
Посев происходил в начале года. Затем собирались только начинающие желтеть листья вручную или с помощью серпа с июня по сентябрь раза четыре. Один маленький участок оставляли для получения семян на следующий год.
Сocagnes:
Собранные листы мылись в ручье, сушились, измельчались и раздавливались на мельнице pastellier.

Культура пастели. moulin-pastelie-rmagrin

После измельчения, масса пастели подвешивалась сушиться в амбарах. Затем пастель вручную скатывали в шары «сocagnes» размером с кулак и по мере их изготовления, cocagnes располагались на решетках, чтобы они продолжали сохнуть в течение одного-двух месяцев. После этого cocagnes собирали и продавали посредникам, чтобы уже непосредственно готовить к следующему этапу-tinctoriale (или agranat), который использовали в чанах красильщиков.
Аgranat:
Продавцы пастели покупали очень сухие cocagnes у земледельцев и приступали к названной операции, agrenage или молотьбе.
Культура пастели.planche-cocagneСocagnes раздавливались колотушками и превращались в порошок на мельнице. Затем массу сбрызгивали водой реки или мочой чтобы провоцировать «брожение»: пастель разогревалась и начинала дымить. Массу постоянно ворошили лопатой чтобы контролировать температуру. Это месиво выпускало пузыри и выделяло гнусный запах, поэтому работы проводились не в городе. Готовая масса пастели предоставляет собой порошок tinctoriale черного цвета. Затем agranat фасовали в сумки или в бочонки. Если всё было сделано надлежащим образом то порошок хранился десятки лет.
Получение голубого пигмента пастели
Как получали пигмент индиго из пастели, историки распознали только в xx-м веке. Очень стойкая окраска голубого цвета пастели получалась окислением зеленоватого сока, полученного из гранулированных agranat.
Красильные чаны для пастели
Индиго (окрашивающий пигмент из agranat) не мог использоваться напрямую, чтобы красить хлопковые или шерстяные волокна. Для этого использовали чаны, сначало ткань имела цвет зеленовато-жёлтый, потом на воздухе уже появлялась синяя окраска.

Чаны для пастели. marmite-chaudronniers

Чан с бродящей мочой (щелочная среда) использовали для окраски шерсти (в настоящее время используют нашатырный спирт). Моча бродит в течение 2 — 3 недель в чанах, помещенных на солнце. Затем брался большой сосуд, в который помещали agranat и заливали туда бродящую мочу, погружается шерсть в ванну, затем вытаскивали её сушили — и так повторяли несколько раз.
Для получения 2 кг пастели требовалось 1 т листьев растения.
Пастель была единственным источником голубой краски, доступной в Европе, до конца xvi-го века. Во Франции, в эпоху Ренессанса, Occitanie (куда входил и Лангедок) славится как легендарная Страна изобилия с Тулузой в центре европейской торговли голубого цвета-пастели. Торговцы пастелью были баснословно богаты и о них на севере Франции ходили легенды как о стране изобилия!
Необычайный рост этой страны изобилия длился временно. В 1560 году неожиданно появляется ужасное начало конца: перепроизводство, появление индиго из Индии (краска менее хорошего качества, но менее дорогостоящая и красящая волокна целлюлозы (лен, хлопок, конопля) в то время как пастель красила только шерсть) и спекуляция произвели обрушение цен. Религиозной войны усугубили обстановку неуверенности в Тулузе, мало выгодной для торговли. Несмотря на принимаемые меры Генрихом IV, который даже грозил смертной казнью против любого, кто будет использовать индиго из Индии, а потом из Америки, культура пастели исчезает.
Между тем их также религиозные войны и появление Индиго из Индии погружают тулузский яркий богатый полдень в застой. Культура пастели начинает приходить в упадок. И теперь на полях пастель выращивали как корм для баранов или как медонос.
В начале XIX-ого века, Наполеон создал экспериментальную школу в Albi для исследований культуры пастели и опыты привели к сокращению времени добычи цвета, которая раньше длилась от 8 месяцев после экспериментов с пастелью длительность сократилась до нескольких дней. Все солдаты Империи будут одеты в голубом цвет пастели. Середина XIX-ого века окончательно оставляет использование пастели после появления химических красителей и в XX-ом веке индиго забывается окончательно, но не совсем.

В этом видео Вы можете посмотреть,что пастель является частью наследия региона Юг-Пиренеи. 30 июня 2013 в садах замка Loubens проводился фестиваль  pastelières шестнадцатого века.  Участники-это жители села показывали мастерство в шитье и культуре пастели. Всё организовано было по инициативе Дениз Ламберт (Блюз Lectoure).


1995 год будет переломным для мифической культуры пастель. На 50 гектарах в Lauragais Лангедока (деревня Castelnaudary фермеры уже получают семена Isatis tinctoria) начали культивировать пастель на семена в сотрудничестве с Национальной школы химии в Тулузе, а в 1999 году культура пастели появилась в château de Magrin в Tarn.
Извлечение чистого пигмента розеточных листьев (растений) пастели происходит сейчас с менее сложным и намного быстрым процессом чем в прошлом-всего за 24 часа.
Несколько фермеров во Франции стали культивировать пастель для фармакологии и косметологии. Надо сказать, что Isatis tinctoria используется в виде чаёв и отваров при различных воспалительных и простудных заболеваниях и даже от рака.
По этой ссылке вы можете посмотреть интернет магазины, которые продают продукцию пастели http://www.bleu-de-lectoure.com/site/index.php?option=com_content&task=section&id=2&Itemid=10
http://grainedepastel.com/fr/2-tous-les-produits
Вот так благодаря историкам и химикам, которые заслуживают похвалы и удалось великое возрождение удивительного растения «Isatis tinctoria» и культуры пастели.

В статье использованы материалы с сайтов:

http://cocagne.tourisme-tarn.com/fr/histoire-de-l-or-bleu
http://artisanpastellier.com/
http://www.lauragais-patrimoine.fr/PATRIMOINE/PASTEL/PASTEL01.htm
http://fr.wikipedia.org/wiki/Pastel_des_teinturiers#cite_note-16

 


Мои дорогие читатели! Я старалась для вас писать эту статью и оставила здесь частичку своей души, буду очень вам благодарна если и вы оставите своё мнение о статье, это поможет мне в развитии сайта.

6 мыслей про “Культура пастели в Лангедоке.

  • Светлана

    Ничего себе! Какое производство!
    Светлана! Какие бывают совпадения! Я вчера обнаружила надпись на этикетке бутылочки красного вина, которое мы открыли вчера вечером с мужем, я увидела, что оно из винограда сорта Мерло из региона Лангедок!

    • Cветлана Малеванная От автора

      За здоровье выпили?)Да не даром говорят, что Лангедок-это самый большой виноградник Франции. так что постепенно оттесняется Бордо!

      • Светлана Клименко

        Светлана! Очень-очень интересная тема. Как Вам удается находить такую удивительную информацию? Мне особенно близка эта тема. Хочу поделиться этой статьей с моими друзьями, неравнодушными к живописи и умеющими держать кисть в руке. Спасибо.

        • Cветлана Малеванная От автора

          Спасибо,Светлана за отзыв! Я сама была удивлена,что слово пастель вот так вот возникло,а мы ведь кроме стиля в живописи и не знали об этом ничего. я кстати взяла материал тоже с википедии только французской и у меня там указано внизу статьи, где этот материал я нашла.Спасибо ещё раз Светлана за твои очень информативные комментарии!

  • Светлана Клименко

    Я только что специально посмотрела в Википедии. Там, конечно, ничего не говориться о пастели и французском происхождении этого термина. Видимо, широкому кругу людей, причастных к изобразительного искусства, эта информация не известна. Поэтому для меня Ваша статья стала чуть ли не открытием. Википедия — свободная энциклопедия. Может, можно внести поправки в вики-статью о пастели?
    Я вспомнила, что в студенческие годы писала реферат по старой-старой книге о художественных материалах ( красках и пигментах) нужно будет посмотреть там.
    Не знаю почему, но меня очень зацепила эта тема.

  • Светлана Клименко

    Оказывается Isatis tinctoria имеет еще несколько названий в русском языке : крутик, синячник, синиль, синильник ( это по Далю). А так же » усьма — восточное название вайды красильной». Далее цитирую «Усьма основной компонент декоративной косметики азиатских стран от Древнего Египта до наших дней. Любопытно, что кельты так же использовали пигменты вайды для боевой раскраски. ( Помните фильм » Храбрпое сердце»?)
    В связи ростом интереса к домашней косметике в восточной традиции вайда культивируется в домашних условиях для косметических целей. Попав в сады, стала декоративным растением из-за интересной формы листьев.» ( Взято отсюда http://goody-beauty.ru/Default.aspx?tabid=62&mid=384&ctl=ArticleView&articleId=1052&PageID=1059)
    Вот так пастель!!!